Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Установка европейского тахографа

В связи с изменениями, которые произошли в законодательстве о тахографах в 2016 году, напомним читателям о порядке работы с евротахографами. Более известны они у потребителей по названию стандарта ЕСТР, в соответствие с которым производятся.

Для кого актуально

Особенно значим этот вопрос для компаний, которые приобретают б/у грузовики и автобусы для работы в России на зарубежном рынке. ТС приходят с уже установленными европейскими тахографами, и перед владельцами, естественно, встает вопрос: можно ли использовать эти тахографы ЕСТР в 2016 году.

На этот счет все однозначно – использовать тахографы, которые не соответствуют требованиям текущего законодательства, запрещено. А в 1 пункте Приказа №36 Минтранса указано, что ТС должно быть оснащено блоком СКЗИ. Поскольку европейские производители такие блоки устанавливать не могут, тахографы, введенные в эксплуатацию в Европе, на территории России под запретом.

Иными словами, покупаете б/у транспорт в Европе – после перегона придется дооснастить его отечественными тахографами. Иначе – административная ответственность и штрафы для ответственных лиц до 10 тысяч рублей.

А как быть с международными перевозками

Еще один актуальный вопрос напрямую связан с первым – как работать компаниям, транспорт которых работает в соответствие с ВЭД. Складывается парадоксальная ситуация: до границы они не имеют права ехать без СКЗИ, а после пересечения попадают под юрисдикцию европейского стандарта.

Выход в этой ситуации один – устанавливать специальные тахографы, соответствующие стандарту ЕСТР, но оснащенные российским блоком криптозащиты. На сегодняшний день Минтранс утвердил возможность использования для международных перевозок трех моделей:

  • DTCO 1381 (Производители: Сontinental – VDO, производство: Германия);
  • SE5000 (Stoneridge – Veeder Root, США);
  • EFAS-4 (Intellic Gmbh, Австрия).

Обратите внимание, что в соответствующем разделе на сайте «Росавтотранса» указаны версии программного обеспечения, которые должны быть установлены на оборудовании. Если на ваших ТС уже установлены такие приборы, при необходимости рекомендуем обновить софт. В противном случае владелец будет считаться нарушителем и может быть оштрафован.

Что с картами и ценами

Стоимость оформления карт водителя и предприятия для владельцев ТС с тахографами европейского стандарта также изменилась. Рост цен в сравнении с прошлым годом составил 20-30%. Средняя стоимость:

  • карты водителя: 3 500 рублей (к сравнению, для российского стандарта – 2000-2500);
  • карты предприятия: 6 000 рублей (для СКЗИ – 3500).

Средняя стоимость евротахографа с установкой составляет 49-52 тысячи рублей. Устанавливать оборудование можно только в сервисных центрах, имеющих лицензии от Минтранса (на установку тахографов) и МВД (на работу с блоком СКЗИ).

Чтобы получить карту водителя европейского образца, необходимо подать в компанию, занимающуюся установкой оборудования следующие документы:

  • заявление от водителя (по установленной форме);
  • паспорт или копию первой и второй страницы;
  • водительские права или их копию;
  • фотографию (3,5Х4,5 без уголка).

Для получения карты организации сначала необходимо приказом назначить ответственного сотрудника (руководитель организации, один из заместителей или начальник транспортного цеха, службы логистики). Далее готовится пакет документов:

  • заявление;
  • свидетельство ОГРН (копия);
  • приказ о назначении ответственного лица, заверенный печатью;
  • паспорт сотрудника (или его копия).

Пакет документов можно предоставить, в том числе, по e-mail. Компании, оказывающие услугу, изготовят карты и направят в любой регион почтой или курьерской службой. Время изготовления карт порядка 10-15 дней, однако есть информация, что в связи с большими объемами заказов в связи с «неожиданным» запретом на использование аналоговых приборов уже с июля этого года, а не с 1 января 2018, как предполагалось раньше, сроки оказываются больше заявленных: до месяца.

Особенности выбора модели

Поскольку закон разрешает использовать только 3 вида приборов, которые практически идентичны по техническим характеристикам и ценам с установкой, выбирать приходится, опираясь исключительно на субъективные предпочтения.

Все устройства выполняют следующие задачи:

  • измерение скорости и пройденного пути;
  • учет времени управления ТС и соблюдения режима отдыха;
  • регистрация нарушений в работе датчиков и попыткам получения доступа к данным.

Отметим, что тахографы ЕСТР оснащаются датчиком скорости, из-за чего установить на машину подмотку довольно трудно. Устройство регистрирует неправильные сигналы, и при проверке это будет обнаружено.

С точки зрения интерфейса выделим тахограф VDO, у которого лучше конкурентов реализовано пространство передней панели. Бесполезный логотип производителя не занимает половину корпуса, а в освободившееся пространство установлен удобный джойстик управления. В сравнении с небольшими кнопками конкурентов для водителя это плюс.

EFAS отличается тем, что поддерживает функцию подключения инфракрасного считывающего устройства для упрощения работы органов контроля (правда, за нее придется заплатить отдельно, в базовую версию она не входит).

Stoneridge дороже конкурентов, что объясняется установкой специальной системы защиты от внесения изменений и режима самодиагностики. У этого устройства есть бонус для компании — оно полностью исключает вероятные махинации со стороны водителей. Рекомендуется использовать их для транспорта, перевозящего опасные грузы.

Особенности подбора сервисного центра

Уже говорилось, что установка оборудования в нелицензированном сервисе не допускается. Но нужно обратить внимание еще и на тот факт, что лицензии на ЕСТР и СКЗИ различны. Поскольку спрос на приборы ЕСТР значительно ниже, далеко не все сервисы озабочиваются получением соответствующего сертификата.

Выбирая компанию по установке и сервисному обслуживанию, учитывайте эту особенность и уточняйте наличие лицензии ЕСТР уже при первом звонке.

В заключение

Условия работы на российском транспортном рынке изменились, и одним из них является требование к наличию блока СКЗИ даже на оборудовании европейского образца. Учитывайте эту особенность, приобретая автобусы и грузовой транспорт из Европы, поскольку это может вызвать значительные дополнительные затраты на запуск бизнеса или в случае обновления транспортного парка компании.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!