Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

СКЗИ для тахографа (или НКМ)

Фото СКЗИ (НКМ)  цифрового тахографаАктуальный в последнее время вопрос, что же за зверь такой этот блок СКЗИ или его второе название НКМ (навигационный криптозащитный модуль). Если специалистам которые занимаются установками тахографов более менее понятно, что это, то простому обывателю или водителю сложно представить, что это за устройство.

Дословная расшифровка звучит как Средство Криптографической Защиты Информации, т.е. по сути этот блок это специальная энергонезависимая память, которая хранит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи, которую выдает удостоверяющий центр. Благодаря этому данные которые хранятся в блоке не могут быть скорректированы и удалены без расшифровки.

Выглядит этот блок как небольшая коробочка с входом для антенны навигации. Он вставляется внутрь всех допущенный цифровых тахографов.  Доставать, переставлять или производить какие либо операции с этим блоком, не имея лицензии ФСБ запрещено. Некоторые производители, даже не продадут вам тахограф с СКЗИ без лицензии, ее номер указывается в договоре на поставку. В составе блока имеется: управляющий контроллер; криптографический сопроцессор  К5018ВГ1Х1 (КС); встроенные часы реального времени; ГЛОНАСС приёмник ГеоС-3; резервный источник электропитания; микросхема энергонезависимой памяти RAM; акселерометр.

Основное назначение блока СКЗИ (НКМ):

  • шифрование данных;
  • идентификация цифровой подписи, которая применяется выдаче зашифрованных данных;

Блок обеспечивает:

  • защиту информации цифрового тахографа;
  • создание и проверку цифровой подписи;
  • привязку информации к времени и координатам.

Хранит информацию о производителе тахографа, его платы, версии ПО, серийный номер даты производства и активизации.

Срок действия цифровой подписи 3 года, поэтому через 3 года блок подлежит замене! Это наверное самая плохая новость, ведь фактически придётся менять каждые 3 года блок стоимостью около 15-20 тысяч рублей. Чем не устраивали обычные цифровые тахографы непонятно, ведь даже в них изменить информацию практически невозможно.

Эксплуатация устройств с СКЗИ

Есть еще один момент о котором стоит упомянуть, это неделимость транспортного средства и блока НКМ. Он активируется на данные ТС и соответственно эксплуатироваться может только на данной машине, в случае поломки тахографа его нельзя взять и переставить в новый тахограф на время ремонта старого, для этого требуется особая лицензия ФСБ. То есть машина после отправки тахографа в ремонт фактически не должна эксплуатироваться, ведь покупать еще один тахограф чтобы активировать на эту же машину очень не бюджетно, да и фактически старый блок СКЗИ, в таком случае, можно попросту выкинуть. Процедура перерегистрации СКЗИ ФБА «Росавтотранс» на сегодняшний день не описана!

Фотографии СКЗИ блока тахографа

Интерфейсный разъем криптографического модуля
Интерфейсный разъем криптографического модуля
Антенный разъем криптографического модуля
Антенный разъем криптографического модуля
Установленный СКЗИ в тахографе Штрих
Установленный СКЗИ в тахографе Штрих

 



    владимир

    день добрый, пожалуйста ответьте мне на мыло у меня ИП грузоперевозки транспорт газель полная масса 3.5тонн,по закону мне положено ставить до1 апреля 2015 г тахограф? не могу сам найти ответ на этот вопрос, заранее спасибо.С уважением Владимир


Есть вопрос? Задайте его на форуме!