Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Изменения в законе о тахографах в 2016 году

Закон о тахографах изменения 2016 годаВ 2013 году был опубликован 273-й Приказ Минтранса, серьезно усложнивший жизнь всех, кто связан с транспортными перевозками (и крупных компаний, и частников). С тех пор правительство регулярно «радует» дополнениями и нововведениями, и 2016 год исключением не стал.

В этом году вступили в силу поправки, которые не порадуют владельцев транспорта с тахографами старого образца («шайбовыми»). Кроме того, с этого года сократился список спецтранспорта, не подлежащего оснащению тахографами. Обо всем подробно в нашей статье.

Аналоговые приборы – в утиль

Введение закона о тахографах в 2013 году предусматривало постепенное переоснащение грузового автопарка страны новым оборудованием. В этих целях был разработан график до 2018 года. Согласно этому документу тахографами нового образца к 2015 году уже должны были быть обеспечены все грузовые автомобили полной массой свыше 3,5 тонн.

Однако еще в прошлом году появились слухи о возможном «ускорении» переоборудования коммерческого транспорта. А 2 декабря слухи стали реальностью. В законе был зафиксирован запрет на эксплуатацию автомобилей с аналоговым тахографом с 1 июля 2016 года. Учитывая, что только в 2015 году сотрудниками полиции и проверяющими органами министерства были выявлены порядка 100 тысяч нарушений правил эксплуатации тахографов, во второй половине этого года их количество может еще увеличиться.

Причем нововведения коснулись не только отдельных категорий транспорта, как прежде, но и всех остальных:

  • грузовиков под перевозку опасных грузов;
  • пассажирских ТС массой до 5 тонн (M2);
  • пассажирского транспорта массой более 5 тонн (M3);
  • грузовиков снаряженной массой 3,5 – 12 тонн (N2);
  • грузовиков массой более 12 т (N3).

Владельцам автомобилей категорий M1 и N1 (типа ГАЗель Next, ГАЗель Бизнес) можно временно выдохнуть. Этот транспорт в график оснащения тахографами на очередном заседании Минтранса включен не был. Но год еще не закончился, поэтому уточним – «пока» не был.

Краны-манипуляторы попали под приказ

Кран-манипуляторЕще одно важное изменение коснулось правил эксплуатации отдельных видов спецтехники, а именно, манипуляторов. Согласно приказу №16 от 28 января 2016 года из 10 абзаца Приказа №36 О требованиях к тахографам были исключены «транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами». А значит это, что владельцы таких ТС в течение полугода с момента подписания приказа, должны пройти процедуру установки электронных тахографов нового образца.

Эксперты считают это началом следующего этапа внедрения тахографов в коммерческий транспорт. Далее возможны аналогичные исключения других ТС специального назначения.

Пока на следующие виды техники тахографы СКЗИ не требуются:

  • пассажирский городской и пригородный транспорт;
  • международный грузовой транспорт (они оснащаются системами европейского стандарта);
  • троллейбусы;
  • спецтехника (полный список в Приложении №2 к 36-му приказу);
  • транспорт военного ведомства и МВД.

Также в список исключений в 2016 году были внесены две позиции: учебный транспорт, предназначенный для сдачи экзаменов на право управления грузовыми ТС, и транспорт, находящийся на дорожных испытаниях.

Однако действует поправка, что если транспорт этого назначения будет задержан при выполнении несвойственных ему функций (на коммерческой перевозке грузов), владелец будет подвергнут наказанию на общих условиях.

Реставраторы могут спать спокойно

Еще одно изменение коснулось грузового и пассажирского транспорта, который не используется в коммерческих целях. Правда речь, к сожалению, идет только об автобусах и грузовых автомобилях до 1986 года выпуска и при соблюдении жестких требований:

  • наличие оригинального двигателя, кузова и рамы;
  • сохранение в оригинальном состоянии или после восстановления до такового;
  • отсутствие утилизационного сбора.

Теперь такие ТС можно смело использовать без тахографов, не опасаясь штрафов.

Однако отметим, что пересмотр этого правила был инициирован из-за жалоб фермеров, которые используют грузовики для нужд индивидуального хозяйства. Но нововведение проблемы не решило – эти машины так и остались в «подвешенном» состоянии между индивидуальным и коммерческим транспортом. А значит, вопрос о легитимности штрафов за отсутствие тахографов в их отношении так и останется в ведомстве конкретных инспекторов дорожной полиции и региональных судов.

А вот «многочисленные» реставраторы действительно могут успокоиться. Музейные «Икарусы» и «ГАЗоны» тахографами оснащать не нужно.

Штрафы по «делу тахографов»

Поскольку и в 2016 году многие (особенно, частники) продолжают ездить с нарушениями законодательства, полагая, что периодическая оплата штрафов все равно выгоднее установки тахографа и его последующего обслуживания, отметим следующее:

В 2016 году размер штрафов за нарушение правил эксплуатации тахографов не изменился.

Штрафы за тахографЕсли конкретнее, в соответствие со статьей 11.23 КоАП штраф в 1-3 тысячи рублей частнику или 5-10 тысяч должностному лицу предприятия накладывается в следующих случаях:

  1. отсутствие тахографа;
  2. неработоспособность (блокировка, установка «подмоток» и прочих незаводских комплектаций, неисправность);
  3. нарушения порядка регистрации информации (фальсификация показаний);
  4. установка тахографа незарегистрированного образца, в том числе, аналогового.

При нарушении режима отдыха на водителя налагается штраф в 1-3 тысячи рублей. Впрочем, предполагается, что уже в этом году величина штрафа для должностных и юридических лиц может быть увеличена до 20 – 30 тысяч. Именно такие цифры озвучивают представители министерства транспорта.

Как отреагировал рынок

Весной 2016 года был отмечен ажиотаж на установку тахографов нового образца и дооснащение существующих блоками СКЗИ. Это спровоцировало рост цен на услуги. По статистике мастерских:

  • средняя стоимость электронного тахографа с установкой составляет 45–60 тыс. рублей (рост на 15-50% в сравнении с 2015 годом);
  • средняя цена дооснащения тахографа блоком СКЗИ составила 15-25 тысяч рублей (рост на 15-20%).

Причем средние сроки изготовления водительских карт под СКЗИ из-за количества заказов выросли с 2-3 недель в 2015 году до 1,5 – 2 месяцев в первом полугодии 2016. Некоторая стагнация и нормализация рынка ожидается к концу лета-осени, но ждать существенного снижения цен на тахографы пока не стоит.

тахограф 2016Не стоит забывать, что тахограф должен входить в перечень разрешенных к установке. В 2016 году в этом списке 10 моделей:

  • Штрих ТахоRUS 13 и 14 модели;
  • АТОЛ Drive 5 и SMART;
  • Касби-20;
  • Меркурий-001;
  • ТЦА-02НК и 02НК-У;
  • EFAS V2;
  • DTCO 3283.

Все остальные тахографы не прошли подтверждения на соответствие требованиям, указанным в Приказе №36.

В заключение

В целом, в 2016 году подошел к логическому завершению трехлетний переходной период внедрения в отечественную транспортную систему тахографии. Уже в ближайшем будущем стоит ожидать ужесточения законодательства в плане ответственности владельцев коммерческого транспорта за нарушение регламента.

Скорее всего, эти меры окончательно освободят рынок от мелких частников, а небольшим предприятиям, которые до последнего тянули с переоснащением, придется перестроиться под новые условия, чтобы продолжать работать.

Вряд ли стоит ожидать уже в ближайшее время нововведений, которые затронут малотоннажный транспорт, но рано или поздно произойдет и это. В каких формах и в какие сроки – узнаем и расскажем в числе первых.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!