Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

«36 Приказ Минтранса» или «720 Постановление», какой тахограф установить?

Какому закону веритьПочитав в интернете статьи о тахографах, о законах и их применении я обратил внимание, что нет единого понятия по ним. Каждый трактует так как хочет. Сегодня в статье я попытаюсь разобраться в законодательстве по применению цифровых тахографов на территории России, тем более статью о якобы отмене тахографов я уже написал и эти темы обе щекотливые. Теперь давайте определимся какой тахограф ставить.

Основные законы по Тахографам

Итак, на сегодняшний день существует 4 основных законодательных акта которые касаются тахографа и его установки:

  • Первенец в нашем списке это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» номер 196-ФЗ от 10.12.95 года. В нем введено требование непрерывной и некорректируемой фиксации о маршруте передвижения, скоростном режиме, о режиме труда и отдыха водителя. Как таковых требований к аппаратной части оборудования в нем нет. Сам закон можете прочитать, но нас там касается 1 абзац.
  • Следующий Федеральный закон от 30.12.2001 года за номером 197-ФЗ, он же именуемы «Трудовой кодекс» РФ. По сути он указывает на правила работы сотрудника, но не как не требования к функциональной части, поэтому заострять особое внимание не стоит, на днях я опубликую статью в которой распишу основные требования к режиму труда и отдыха водителя.
  • А теперь камни преткновения, 720 Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». До недавнего времени это был единственный законодательный акт в котором были прописаны требования к самой железяки, а именно:
    • подключение к работоспособному спидометру или одометру, с последующим опломбированием;
    • требование к опломбировке и метрологической поверке тахографа;
    • тахограф должен обеспечивать регистрацию: скоростного режима, пройденного расстояния, времени работы водителя и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

    Под это постановление подходят любые цифровые тахографы, в том числе и тахографы ЕСТР, т.е. для соблюдения этих требований достаточно установить тахограф в Сервисном Центре (который есть в списке допущенных до установки естественно).

  • И последний в нашем списке, но далеко не последний в списке самых обсуждаемых Приказ Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 года, который вступил в силу с 1 апреля 2013. В это приказе прописаны требования к оборудованию всех транспортных средств тахографами со встроенным средством криптографической защиты информации (оно же СКЗИ), остальные пункты особой значимости не имеют. Сказать, что страна не было готова к такому закону, это ничего не сказать. По факту на 1 апреля не было ни блоков СКЗИ, ни чип-карт, ни самих тахографов. Более того в списке допущенный сервисных центров была 1 организация расположенная в Санкт-Петербурге и являющейся просто производителем. По понятным причинам люди не могли получить лицензии и выписывались штрафы сотрудниками ГИБДД.

Вот пожалуй все законы касающиеся тахографов. Теперь попробуем разобраться, какой же нужен тахограф сегодня. 273 Приказ Минтранса я пока не описываю, т.к. он еще не принят.

«36 Приказ» или «720 Постановление» — какой тахограф ставить?

Какой тахографКакой ставить цифровой тахограф? – вот наиболее часто возникающий вопрос у перевозчиков. Однозначного ответа нет, точнее он есть, если бы не но. По факту на сегодняшний день можно ставить тахографы с СКЗИ и тахографы ЕСТР (для предприятий имеющих лицензию международного перевозчика). Стоимость данных устройств примерно одинакова. Но, установив тахограф с СКЗИ вы столкнётесь с проблемой покупки чип-карт для этих устройств. Компания «Инкотекст» внедрила совместимость старых и новых карт, но согласно отзывам в интернете тахографы просто зависают и можно получить штраф за езду без карты. Можно конечно получить сертификат международного перевозчика, установить тахограф ЕСТР и работать, но сколько позволят работать с ним на территории РФ по таким сертификатам неизвестно, по сути это лишь уловка.

Вы спросите, а как же сейчас ставят обычные русские тахографы без СКЗИ? А очень просто, по факту 36 Приказ в работе, но и 720 Постановление никто не отменял, а значит можно руководствоваться одним из законов, а обычный цифровой тахограф полностью удовлетворяет требованиям 720. Тем более, что «Инкотекс» и «Штрих» внедрила расширения, что позволит установить СКЗИ в эти тахографы в будущем, если 720 все таки отменят (потребуется ли демонтаж устройства для отправки на завод пока не известно, производители утверждают, что нет). Некоторые мастерские идут на хитрость, и активируют обычные тахографы 30-31 марта 2013, как будто тахограф установлен до вступления в силу 36 Приказа.

Есть еще одна так называемая юридическая особенность, все документы имеют четкую иерархию, на первом месте стоит конституция, дальне, в нашем случае, 720 Постановление правительства, а уже потом ведомственный приказ. Это еще один плюс в сторону применения Постановления, а не приказа.

Но тут стоит вспомнить про Приказ №273 Минтранса «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» который регламентирует порядок установки тахографа сервисным центром, его вот-вот утвердят и уловки с 720 уже не пройдут. Поэтому, если работать по честному, то ставьте тахограф с СКЗИ. Ведь вероятность того, что заставят переустанавливать тахографы (кто ставил под 720) почти 100%.



    sapphire2009 Автор

    Поступила свежая информация, 273 Приказ Минтранса передан в Министерство Юстиций на государственную регистрацию. Т.е. теперь это уже не проект! Будьте внимательны при установке устройств!


    sapphire2009 Автор

    Как я и говорил, ставьте с СКЗИ. Всех заставят до 1 января 2016 года поменять тахограф на соответствующий 36 Приказу!!! Читаем пункт.
    «В соответствии с настоящим Порядком производится оснащение тахографами:
    транспортных средств, снабженных техническими средствами контроля
    за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР , Женева, 1 июля 1970 г.) или требованиям технического регламента
    о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 706 ) (далее — контрольные устройства), установленными на транспортное средство
    до 1 января 2014 г. предприятиями — изготовителями транспортных средств, а также транспортных средств, оснащенных контрольными устройствами до вступления
    в силу настоящего Порядка мастерскими, — до 1 января 2016 г.


    Александр

    Здравствуйте,у меня уже стоит тахограф,но нет чип-карты,поэтому довольно часто приходится платить штрафы,а сегодня я узнал что закон по картам вступит в силу только с 2015 года,вы не слышали ни чего про это?


    Гена

    Да так то вообще лучше ВДО установить,ко всем подходит и стоит приемлемо


    Александр

    Приказ №273 проходит общественное обсуждение!!! Не вводите народ в заблуждение!!!
    Установка тахографа регламентируется ТЕХРЕГЛАМЕНТОМ,А не ведомственными приказами!! Установка тахографа ЕСТР не противоречит законодательству!!


    Сергей

    Согласен с Александром. Приказ Минтранса не соответствует основному закону в области технического регулирования а именно ст.4 ФЗ№184 от 21.12.2002г.»О техническом регулировании» Минтранс РФ не имеет право устанавливать обязательные требования к неопределенному кругу лиц ведомственным приказом. Для этих целей предусмотрен собственно технический регламент № 720 или же технический регламент Таможенного союза а так же национальный стандарт содержащий требования к тахографам. (извините не помню его номер.Авторы а Приказа №36 наплевали на законы и сославшись на поручение правительства решили создать правовую коллизию. Минюст эту пилюлю заглотил без сомнений. Приказ №36 находится вне правового поля технического регулирования законодательства РФ Требования к устройствам с блоком СКЗИ не допускают его вывоза за пределы РФ. То есть ограничивают использование транспортного средства по назначению даже на просторах таможенного союза. Не приемлемым является процесс по длительности сроков оформления водительских карт и требования по обращению с прибором как с государственной тайной. В случае болезни или увольнения водителя невозможно эксплуатировать транспортное средство. невозможно переставить тахограф на другое ТС. Почему срок его службы ограничен тремя годами. Хотя его конструкция позволяет ему служить не менее 10-15 лет Требования электронным устройствам не могут быть искуствено ограничены. Данное устройство не может влиять непосредственно на безопасность ТС или груза. То есть не участвует в его управлении. Как я думаю налицо наличие признаков лоббизма интересов конкретных лиц и бюрократический зуд авторов. Коррупционость данного документа подлежит безусловной проверке.


Есть вопрос? Задайте его на форуме!