Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Бухгалтерский учет тахографов

В июле 2016 года вступили в силу изменения в законодательство об обязательной установке тахографов на автомобили. В частности, с 1 июля попали под запрет аналоговые приборы старого образца. Компании, на балансе которых состоял транспорт, оснащенный таким оборудованием, должны были в ускоренном порядке пройти модернизацию. По неофициальной статистике, за первую половину 2016 года в России было установлено почти столько же тахографов, сколько за весь прошедший год. И этот «бум» продолжается, поскольку первые официальные лица уже получили административные наказания за допуск в работу транспорта, не прошедшего переоснащение.

Бухгалтерский учет карт водителей и тахографов в 2016 году имеет свою специфику. На этом вопросе мы и остановимся в нашем очередном материале.

Кого это касается

На всякий случай напомним, что в 2016 году цифровым тахографом должны быть оборудованы:

  • все грузовые автомобили N2, N3 независимо от характера перевозимых грузов и маршрутов использования;
  • автобусы категорий M2 и M3;
  • некоторые виды спецтехники.

Отметим также, что все устанавливаемые тахографы должны быть оснащены блоком СКЗИ. Эксплуатация автомобилей с цифровыми тахографами без криптографического блока, которые были установлены до изменений в законодательстве, разрешена еще 2 года, до 1 июля 2018.

Автотранспорт, использующийся на международных маршрутах, должен быть оборудован специальным тахографом, соответствующим стандарту ЕСТР и дооснащенным блоком СКЗИ (список разрешенных тахографов данного типа можно посмотреть на сайте Росавтотранса).

Как поставить на баланс

Итак, компания, оказывающая услуги по установке оборудования, найдена, карты приобретены. Для частника-ИП проблемы на этом заканчиваются. А для предприятий все самое интересное еще впереди. Как показала практика последних лет, с бухгалтерией все не так просто.

Дооборудование или модернизация

Сказано по этому вопросу экспертами достаточно много, но при этом вопросы у владельцев транспорта возникают регулярно. Два этих термина различаются кардинально.

Модернизация определяется как «комплекс мер, влияющих на эксплуатационные и технические характеристики автомобиля или изменяющая сроки его службы». Дооборудование строгого определения не имеет, и потому особых требований по этому поводу не налагается.

А теперь обратимся к первой статье Приказа №36 Минтранса, где четко сказано, что тахографы обеспечивают регистрацию некорректируемых данных о маршруте движения и скорости ТС, а также о соблюдении водителями режимов отдыха. Обратим внимание на слово «регистрация». О влиянии оборудования на технические характеристики автомобиля речи не ведется. Соответственно, установку тахографа можно приравнять к установке автомагнитолы или сигнализации.

Почему это важно? Потому, что в соответствие с этой трактовкой присовокупить стоимость тахографа к стоимости ТС нельзя. Это отдельный элемент, который может быть снят с одной машины и установлен на другую. С точки зрения бухгалтерии, тахограф (как и карты водителя) должны занимать отдельную строку баланса.

Как ведется учет

Как ни парадоксально на первый взгляд, учет тахографа зависит от его стоимости. Дело в том, что средние цены на оборудование балансируют на границе минимальной стоимости основных средств производства – 40 тысяч рублей.

Самые дешевые тахографы с установкой и в случае получения скидки (если приобретается оборудование на автопарк из нескольких машин) обходятся порядка 35 тысяч. Верхний порог – у устройств европейского образца с блоком СКЗИ. Обойдутся они в 45-55 тысяч.

Учет оборудования стоимостью до 40 тысяч

ПБУ 6/01 указывает, что минимальная стоимость основных средств на балансе организации устанавливается внутренней политикой (то есть Уставом). «По умолчанию» устанавливается максимальная цена – 40 тысяч рублей. Если приобретенный актив (в данном случае – тахограф) укладывается в этот ценовой диапазон, на учет он ставится как материально-производственный запас.

По факту это означает, что затраты списываются с баланса единоразово и в полном объеме. При подаче налоговой отчетности бухгалтер записывает все затраты на приобретение тахографов в расходы. В дальнейшем оборудование в налогообложении не участвует.

Учет оборудования стоимостью свыше 40 тысяч

А вот если ТС оборудуются приборами за 40 тыс. и 1 рубль и более, тахограф будет считаться полноценным объектом. Это означает, что списать все затраты с баланса за один раз нельзя. На них должен быть установлен срок использования (ориентировочно равен заявленному заводом-изготовителем сроку эксплуатации). Сумма будет списываться пропорционально.

Поскольку амортизационные расходы закладываются только на основные средства стоимостью более 100 тысяч, расходы бухгалтер должен заносить в статью с материальными расходами. Причем с точки зрения современного права, возникает разночтение в трактовке оборудования как бухгалтерского объекта и объекта налогообложения.

С первой точки зрения, он будет амортизационным (поскольку стоимость распределяется на весь срок эксплуатации), а со второй – неамортизируемым (списывается по статье «Материальные расходы» НК РФ).

Из-за этого разночтения у компании могут возникнуть проблемы с налоговыми органами при подсчете суммы налога. Дело осложняется тем, что списать неамортизируемое имущество можно в течение нескольких налоговых периодов, но не более одного налогового года.

Иными словами, порядок списания будет зависеть даже от времени введения устройства в эксплуатацию. Например, если установить тахограф в 3 квартале 2016 года, списать затраты с баланса необходимо в течение этого и последующего отчетного периода, но не позднее 1 квартала 2017 года. Если же установить его в 1 квартале 2017 года, срок разбивается на 4 квартала, до 1 квартала 2018 года.

Из-за чрезвычайно сложной формулы постановки на баланс высока вероятность того, что материальные затраты будут недосчитаны (или наоборот – пересчитаны), а налог – недоплачен или переплачен. В результате компания может быть наказана выплатой пени.

Таким образом, приобретение более дешевого тахографа – это не только способ естественным способом сэкономить, но и вполне реальная оптимизация бухучета компании. Из-за дорогих тахографов могут возникнуть проблемы со сведением баланса. Компаниям, работающим на внутреннем рынке, есть над чем подумать, а вот ВЭДовцам деваться некуда, придется повозиться с балансом.

Как вести учет карт

Поскольку карты водителя организация так же покупает за свой счет, их тоже необходимо ставить на баланс организации. Стоимость их невысока, поэтому таких проблем, как с тахографическим оборудованием, не будет. Но определенного порядка придерживаться стоит:

  1. Для оформления карты водитель должен написать заявление установленного образца. Обратите внимание, что компании, которые занимаются выпуском карт готовят образец самостоятельно, поэтому единой формы нет.
  2. К заявлению прикладываются копии паспорта, прав и СНИЛСа водителя и ходатайство организации (образец ходатайства также уточняйте в «своей» компании).
  3. Если водитель оформляется на работу, у него на руках может быть действующая карта. В этом случае оформлять ее заново не нужно. Кстати, при увольнении сотрудника карту он тоже может забрать с собой. Такова специфика.
  4. В случае утраты карты по любому поводу пишется заявление на выпуск новой. Компания вправе самостоятельно устанавливать финансовую сторону вопроса в этой ситуации (стоимость карты может быть вычтена из заработной платы водителя).
  5. Порядок оформления бухгалтерией таков: оприходовать карты, отразить сумму НДС, принять НДС к вычету, списать стоимость карты по передаче сотруднику.

Обязательство установки тахографов нового образца принесло организациям много проблем, связанных не только с необходимостью затрат на переоборудование транспортного парка. Серьезные сложности связаны с бухгалтерским учетом оборудования и карт для него. Но, к сожалению, в 2016 году это окончательно стало буднями транспортных компаний.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!