Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Особенности эксплуатации тахографа

Изменения 2016 года расширили список ТС, которым потребовалась установка или замена тахографов. Напомним, что с первого июля 2016 года запрещена эксплуатация прибора старого образца, с записью информации на шайбу. Теперь на всех грузовых и пассажирских транспортных средствах должны быть установлены современные электронные устройства с блоком СКЗИ. Кроме того, обязательной стала их установка на краны-манипуляторы.

Напомним порядок установки и последующей эксплуатации тахографа с блоком СКЗИ.

Установка

По инструкции современное тахографическое оборудование запрещено устанавливать самостоятельно (что совершенно естественно). Более того, хотя задача под силу любому квалифицированному автоэлектрику, просто отнести прибор в сервис не получится. Установкой оборудования занимаются только центры, прошедшие аккредитацию Минтранса. Со списком можно ознакомиться на сайте ведомства.

Руководство по установке можно посмотреть на видео.

Обратите внимание: практически в каждом регионе действуют мошенники, которые прикрываются именами авторизованных центров, в действительности таковыми не являясь. Проведение работ по установке в такой компании незаконна. Зарегистрировать блок СКЗИ у контролирующих органов не получится.

Вот инструкция по опознанию легальной компании:

  1. Выпишите точные названия с сайта транспортного ведомства. Обратите внимание, что мошенники могут использовать похожие названия.
  2. При посещении офиса затребуйте у организации документы, подтверждающие легальный статус. Найдите в сети образец печати Минтранса и сравните с предоставленной бумагой.
  3. В документах организации должны быть указаны номера клейма (для СКЗИ и ЕСТР свой). Номер уникальный, по нему компанию можно проверить.

Аккредитованные компании продают, устанавливают и обслуживают тахографы. Это облегчает жизнь.

Карты

Индивидуальные карты можно заказать только в одной из двух организаций. Выдают их ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтоКарт». Обратите внимание, что карточки ЕСТР и СКЗИ не взаимозаменяемы.

Приобрести можно 4 их вида:

  • водителя;
  • предприятия;
  • контролера;
  • мастерской.

Частнику достаточно оформить карточку водителя на себя. Если частник работает как ИП с напарником, оформляются две таких карточки. Транспортные компании оформляют также карту предприятия. Она дает возможность считывать информацию для передачи в контролирующие органы.

Карточки мастерской и контролера предназначены для установщиков и проверяющих органов соответственно.

Периодичность поверки

Межповерочный срок определяется инструкцией по эксплуатации и зависит от типа прибора. Больше повезло «международникам». Несмотря на то, что ЕСТР поверяются чаще (раз в два года), стоимость работ значительно ниже российского варианта, поверка которого подразумевает полную замену блока СКЗИ (в 2016 году стоимость от 15 тысяч рублей).

На видео можно увидеть руководство по замене блока криптозащиты.

Снятый блок СКЗИ хранится в течение указанного срока и по правилам может быть востребован для проверки (на практике это происходит редко).

Обратите внимание, что блок запрограммирован таким образом, что ровно в день истечения межповерочного срока, он прекращает работу. Если сотрудники ДПС, таможни или транспортного ведомства остановят машину с истекшим сроком поверки и заблокированным блоком криптозащиты, она будет оштрафована.

Кстати, размер штрафов в 2016 году составляет:

  • для водителя-частника – 1-3 тысячи рублей (при второй и последующих нарушениях штраф растет);
  • для предприятия – 5-10 тысяч рублей с ответственного лица.

Предполагается, что размер штрафов будет увеличен уже с 2017 года.

Нарушения

Согласно текущему законодательству, водитель или компания, на балансе которой находится транспорт, могут быть оштрафованы по следующим мотивам:

  • тахограф отсутствует или установлено оборудование, не разрешенное к эксплуатации;
  • отсутствует карта водителя;
  • заблокирован СКЗИ или оборудование неработоспособно по иной причине;
  • в памяти прибора обнаруживаются следы фальсификации информации;
  • зафиксированы нарушения правил режима/отдыха.

Размер штрафов колеблется от 1 тыс. рублей частным лицам до 10 тысяч уполномоченным лицам из руководства компании.

В заключение

В 2016 году был наложен запрет на аналоговые средства тахографии, поэтому обязанность установить цифровой прибор теперь возложена на всех владельцев грузовых и пассажирских ТС.

Стоимость переоборудования автомобиля высока, поэтому проследите за соблюдением существующих требований: начиная с установки в лицензированной мастерской, продолжая соблюдением инструкции по эксплуатации и заканчивая педантизмом в отношении правил поверки. Компания избежит штрафов и лишних проблем в дороге.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!