Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Международный тахограф: законодательство, оборудование

В связи с требованиями к оснащению грузовых автомобилей современным тахографическим оборудованием напомним о требованиях, которые существуют к транспорту, осуществляющему международные перевозки. Законодательство закрепило обязанность устанавливать на транспорт для внутрироссийского использования тахографы с блоком СКЗИ. Международные компании оказались в подвешенном положении из-за специфики отечественных законов.

Во-первых, российский Приказ №36 не сходится по ряду требований с аналогичной ему европейской конвенцией об ЕСТР. Соответственно, оборудование, предназначенное для России, не может использоваться в России, и наоборот.

Во-вторых, техническая «начинка» блока СКЗИ попадает под действие закона о военной тайне (технология криптографического шифрования). Соответственно, вывоз такого устройства за пределы РФ – нарушение закона, военный шпионаж и прочие «прелести» жизни.

Какой бы абсурдной ни выглядела эта ситуация, разберемся в текущем материале, как быть в 2016 году компании, которая осуществляет интернациональные грузовые перевозки (включая перевозки по территории Таможенного союза).

Как переоборудовать транспорт

Министерство пошло навстречу компаниям-международникам, разрешив использовать в работе тахографы европейского образца. Правда, список разрешенных к установке приборов ЕСТР ограничен всего тремя пунктами:

  • VDO DTCO1381 (Germany);
  • Stoneridge SE5000 (UK);
  • EFAS-4 (Austria).

Проблема международных компаний в том, что грузовики для работы часто закупаются за границей. И, естественно, возможно, что предустановленный на купленном транспорте тахограф в это трио не входит. Как быть в этой ситуации. В 2016 году выход зависит от типа установленного тахографа.

  1. Если на ТС установлен аналоговый тахограф (для которого нет карты водителя и/или не реализована технически запись информации на цифровой носитель), оно подлежит немедленному переоборудованию. Эксплуатация машин с аналоговым оборудованием с 01.07.2016 запрещена.
  2. Если установлен цифровой тахограф, модель которого не входит в представленный выше список, эксплуатация ТС без переоборудования допустима до 1 января 2018 года. Но в ближайшие год и четыре месяца приобрести новые тахографы придется.

С переоборудованием рекомендуем не торопиться и потому, что некоторые европейские производители ведут работу по возвращению на наш рынок, поэтому возможно включение в список новых моделей оборудования. Возможно, тахограф, уже установленный на машину, все же будет легализован. Впрочем, если модель старая, ожидать этого не стоит.

А что с картами

С картами водителя и предприятия, без которых работа тахографа невозможна, все тоже интересно. Напомним, до сентября 2015 года (когда утвердились изменения в законе «О личных данных») в России действовали карты двух производителей: Криптотех (Беларусь) и ОРГА Зеленоград (Россия). В сентябре 2015 года действие лицензии Криптотеха было приостановлено. На сегодняшний день официальный сайт Росавтотранса указывает ее статус как архивный.

Соответственно, в 2016 году продажа карт Криптотеха в России ЗАПРЕЩЕНА! Внимательно уточните этот момент при переоборудовании тахографа. Покупка карты этого производителя чревата нарушением законодательства и грозит компании штрафом.

Подробных разъяснений участникам рынка, у которых уже установлены такие карты, не поступило. Поэтому исходим из презумпции, что их использование возможно до прекращения срока действия карты.

Как оформить карту ЕСТР

Чтобы оформить карту водителя и предприятия международного образца, необходимо обратиться в авторизованный сервис, имеющий лицензию от ФБУ «Росавтотранс». Список компаний размещен на сайте управления и периодически изменяется, поэтому следите за его обновлением. Компании могут как добавляться, так и попадать под ограничения. Тахограф, установленный компанией с приостановленной лицензией, считается установленным с нарушениями. Владелец может быть оштрафован.

Для получения карты нужно представить:

  • паспорт (развороты с фотографией и пропиской);
  • фотография (размеры идентичны фото на паспорт);
  • копия водительских прав;
  • СНИЛС;
  • код ОГРН работодателя (по нему определяется право компании на работу по ВЭД и, если оно не подтверждается, в выдаче карты откажут);
  • ходатайство от работодателя и заявление от лица водителя (для карты водителя) или уполномоченного лица (для карты предприятия).

Срок действия карты ЕСТР составляет 3 года, по истечение которых производится замена. Карта восстанавливается в порядке, установленном самим предприятием. Принцип подачи тот же самый, только вместо заявления на выдачу карты прикладывается заявление на ее восстановление.

Получение водительской карты стандарта ЕСТР – обязательное условие эксплуатации тахографа. Пренебрегать им ни в коем случае нельзя. Чтобы соблюсти правила российского законодательства, работая на международных рынках, будьте внимательны при оформлении.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!