Марки и модели, допуск сервисных центров, способы установки, СКЗИ и ЕСТР

Датчики топлива для тахографов и GPS-систем

Датчик уровня топлива для тахографаЭтой публикацией мы начинаем цикл статей о дополнительных датчиках для тахографов и спутниковых терминалов под 285 приказ. Раз уж государство обязало нас установить это оборудование, то нужно использовать его функционал максимально полно.

Предназначение

Знать остатки топлива, фиксировать заправки, сливы и перерасходы топлива очень полезно, особенно если являешься владельцем большого автопарка. Это позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы, механика и исключить воровство топлива или его недоливы.

Датчик топлива для тахографа (ДУТ) будет полезен и водителям, так как бывает что самому сложно оценить остатки топлива в баке, например из-за его сложной расположенности или недостаточной прозрачности топлива. На сегодняшний день самым распространённым датчиком уровня топлива для тахографов и мониторинговых систем является емкостной, в нем нет подвижных частей, а габариты позволяют установить практически в любой бак.

Конструкция и особенности

Способ работы этого датчика основан на измерении емкости, которая зависит от уровня топлива. Конструкция довольна простая, это или вставленные и изолированные относительно друг в друга трубки разного диаметра или трубка с вставленным в нее сердечником из токопроводящего материала (проволока или стержень). Знающие люди сразу скажут, что это не что иное как конденсатор. При заполнении пространства между трубками, например при заправке, происходит изменение емкости, но только в том случае если жидкость не проводит электрический ток.

Самыми большими недостатком такого датчика являются изменения состава или типа используемого топлива (например для бензовозов), что повлечет за собой увеличение погрешности и сбои в работе датчика вызванными попаданием инородных токопроводящих предметов или жидкостей. Большие погрешности и колебания могут возникать при неправильной установке или монтаж в баки неправильной геометрической формы. Монтаж датчика должен производиться максимально ближе к центру бака (пересечение диагоналей) или предусматривать использования 2 датчиков на удлиненных баках.

график уровня топлива по емкостному датчику
Образец графика уровня топлива в ПО

Точность измерения при правильной установке, настройке и калибровке достаточно высока и может достигать не более 1 процента, хотя погрешностью измерения таких устройств, принято считать не объемом топлива, а погрешность измерения высоты топливного столба. Ведь нужно понимать, что в 1 мм топливного столба при объеме бака 200 литров при общей высоте бака 60 мм будет, к примеру 5 литров, а при высоте бака в 10 сантиметров в том же миллиметре будет уже 30 литров.

Интерфейс подключения современный емкостников — это как правило RS-485, но существуют и устаревшие RS-232, частота и аналог. Некоторые производители, например ТД-Эскорт г. Казань, позволяют переключать режим выдачи данных на своих датчиках, это позволяет значительно расширить список совместимого с ними оборудования. В датчиках также встроены стабилизаторы напряжения, чтобы исключить «плавание» показаний при изменение напряжения бортовой сети. Встречаются датчики с термоконпенсацией, которые измеряя температуру топлива применяют к выходным показаниям поправочный коэффициент, чтобы исключить температурные колебания.

Более подробно о представленных на рынке моделях мы поговорим позже, ну и конечно проведем испытание работы датчиков 3 марок, в суровом Дальневосточном климате.



Есть вопрос? Задайте его на форуме!